Кино

Субкультура

О Фильме «Закрытые пространства»

Главный герой картины, молодой парень Веня (Леонид Бичевин), страдает агорафобией – боязнью открытых пространств: фобия довольно распространенная, ей подвержены 15% жителей Земли. Вынужденное заточение в собственной квартире на мансардном этаже вынуждает его моделировать сложные и экстравагантные обстоятельства, при которых возможно установление эмоционального контакта с симпатичной незнакомкой – девушкой-разносчицей пиццы (Мария Машкова).

Оказавшись пленницей в запертой квартире, Вика вынуждена пройти через серию довольно агрессивных и пугающих выходок Вениамина. Странным образом девушка начинает испытывать к герою чувства позитивного свойства, в которых, впрочем, не хочет признаваться даже самой себе. Но появление в квартире Ростика, друга и опекуна Вени, заставляет Вику вступить в борьбу с соперником за сердце своего избранника.

Первоначальное название фильма - «Агорафобия» (греч. агора - площадь и фобия - страх) - боязнь открытого пространства; бессознательный страх, испытываемый при прохождении без провожатых большой площади или безлюдной улицы. Сопровождает многие нервные расстройства и психические заболевания.

Изначально, дословный перевод агорафобии означает «боязнь рынков» или «рыночный страх». Так как древнегреческое слово «агора» (рынок) было зачастую связано с многочисленной народной массой, вскоре, эта концепция обрела переносный смысл и относилась к боязни толпы в целом, а не обязательно местности.

На сегодняшний день в медицине это понятие включает в себя не только страх открытых пространств, но и страх сходных ситуаций. Как правило, тревога направлена на следующие ситуации: толпа, общественные места, передвижение вне дома и путешествие в одиночестве.

Понятие «агорафобия» также применимо относительно поведения превентивного характера, связанного с различными страхами. Например, человек, не желающий испытывать неудобство в какой либо ситуации (местности), заведомо ограничивает свою сферу деятельности (обитаемости), тем самым пресекая вероятность проявления неблагоприятных реакций на новую среду. Типичные реакции могут сопровождаться паническим страхом, приступами сильного беспокойства, проявлениями других фобий.

В более широком смысле агорафобия - боязнь жизни. О том, в какой мере этот диагноз применим к нынешнему молодому поколению, и попытались поразмышлять авторы фильма.

«Закрытые пространства» - кино импульсивное, энергичное, многогранное. Это не вялый самоуглубленный артхаус; здесь есть место компромиссам со зрителем, развлекательной легкости, эффектному гротеску. И все это – применительно к непростой, далеко не идиллической истории, незавидному положению героев, их запутанным отношениям. Это фильм о молодежи, которую практически не знает кинематограф современной России. В основную массу отечественных картин герои «в районе двадцати» попадают случайно – это люди без свойств, клубный перегной, круглосуточные тусовщики с набором стандартных желаний. В «Закрытых пространствах» все сложнее и тоньше. Оказывается, в обеспеченных семьях выросло поколение недурно воспитанных, порой даже образованных людей с жуткими, катастрофическими рубцами на душе, вылечить которые может только любовь, страсть, подлинность. Этот фильм – о дефиците человечности, о том, что ее не берут взаймы, но всегда вырабатывают с чистого листа. И только сами.

- Этот фильм возник из желания снять такое кино, которое интересно было бы смотреть самому. Это, конечно, очень рискованная затея. Есть сотни примеров, когда неудачные, лишенные таланта, а зачастую и профессионализма картины подаются авторами как свое особое видение мира: мол, не нравится - не смотрите, эта глубина и философская мощь не для ваших умишек. Такой риск есть всегда. В случае с «Закрытыми пространствами» еще рано говорить, придется ли нам прибегать к этой постыдной тактике. Но мне, действительно, очень нравится то, что у нас получилось. Мне интересно смотреть, как развивается эта история. Мне интересна работа оператора, художника-постановщика, звукорежиссера, мне нравится, как играют актеры. Это, конечно, не значит, что в фильме нет слабых мест и элементарных ошибок (что естественно, если учесть дебютный статус картины и весьма ограниченный бюджет). Но он получился свежим и искренним, в нем есть подлинная, сегодняшняя жизнь, в нем современный язык и всамделишные проблемы, которые беспокоят буквально каждого. И мало кто знает, как их решать. Мы – попробовали. И старались быть искренними. Полагаю, по нынешним временам этого уже не мало.